Современный мир


Тело Майи Плисецкой не будет предано земле: ее кремируют, а прах развеют после ухода из жизни ее мужа, композитора Родиона Щедрина, сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин.

"Величайшая балерина своего поколения" 89-летняя Плисецкая скончалась 2 мая в Мюнхине из-за сердечного приступа. В субботу Урин предположил, что Плисецкую похоронят в России. Однако это не совпало с последней волей легендарной балерины и ее супруга. "Родион Константинович Щедрин ознакомил меня с той часть их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которая касается порядка прощания и ритуала захоронения... Последняя воля такова. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией", - сообщил директор ГАБТ. Прощание с балериной планируется провести скромно — в кругу родных и близких в Германии, где она постоянно проживала с 1991 года.

В интервью, опубликованном "Комсомольской правдой", Щедрин (на фото) рассказал о последних днях Плисецкой. "Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце. Поехали в клинику. Врачи делали все возможное. Я приехал на второй день с надеждой, что сделают операцию и все будет хорошо. Но, к великому сожалению... Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась. Я спросил ее: "Ты меня узнаешь?" - "Я тебя обожаю!" - ответила Маюша. И улыбнулась так красиво, как умела только она".

Накануне худрук балета ГАБТ Сергей Филин сообщил, что Плисецкая до последнего координировала работу над вечером в честь предстоящего 90-летия - гала-концерт был намечен на 20 ноября: "Она принимала активное участие в формировании программы. И хотя в работе с Плисецкой нынешнее поколение танцовщиков и не сталкивалось, Майя Михайловна всегда была незримо с нами. Мы постараемся сделать так, чтобы она по прежнему оставалась в наших сердцах, наших душах". Теперь Большой театр работает над мемориальной программой в память Плисецкой.

"Я никогда не любила репетировать. Это продлило мою карьеру"

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война. Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.

В июне 1941 года Плисецкая удачно дебютировала на сцене филиала Большого театра в выпускном концерте училища. В апреле 1943 года балерина, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Там ей стали давать ведущие партии. Роль Маши в "Щелкунчике" Чайковского - свою первую главную партию - балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в "Жизели", фея Осени в "Золушке", заглавная роль в балете "Раймонда" Глазунова, Китри в "Дон Кихоте"...

Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде"... Все эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью жеста, отдельного па и хореографического рисунка в целом.

Редкий талант актрисы - яркий, трагедийный - проявился в партии Кармен в балете "Кармен-сюита", поставленном Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины.

В 1958 году Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Артистка жила преимущественно в Германии, изредка приезжала вместе с супругом в Москву и Санкт-Петербург. Балерина удостоена множества наград и премий, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Плисецкая танцевала на сцене практически 60 лет, почти 50 из них - на сцене Большого. При этом Плисецкая признавалась, что она была "невероятной лентяйкой": "Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги".

 

Добавить комментарий