Современный мир


Учебник по истории

В окончательной версии концепции события 1917 года получили наименование Великой Российской революции, а татаро-монгольское иго стало «системой зависимости русских земель от Золотой орды». Исчезли фигуры Михаила Ходорковского и Бориса Березовского, зато появились участники «болотного дела».

В среду прошло заседание Российского исторического общества, возглавляемого спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. После четырех месяцев обсуждения группа экспертов приняла концепцию нового учебника по российской истории. Результат дискуссии, в которой приняли участие более тысячи человек на «круглых столах» и в интернете, уместился на 80 страницах. Однако и сами авторы документа признают его несовершенноство и необходимость доработки. В перечне трудных вопросов, которые должны будут приведены к общему знаменателю, остаются двадцать тем.

Руководитель РИО отметил, что дата принятия концепции – 30 октября – значимая для отечественного парламентаризма. В этот день 108 лет назад был принят манифест, по которому законодательные функции передавались будущей Госдуме, и началась легализация партийного строительства. Но кроме того, 30 октября еще и День памяти жертв политических репрессий, о чем Нарышкин забыл упомянуть.

Открывая встречу, академик Владимир Фортов заметил, что «у России не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое», а чтобы избежать издержек, нужно больше рассказывать новому поколению о недавних событиях, произошедших в стране.

Министр культуры Владимир Мединский считает, что новый учебник истории должен «формировать у молодежи ценностные ориентиры, лежащие в основе чувства патриотизма и гражданственности». Министр призвал авторов исторической летописи России обратиться к «пафосу созидания», чтобы у учеников был позитивный настрой.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов отчитался за проведенную его ведомством работу: «Обсуждение проходило и в очной, и заочной форме. Во всех регионах прошли «круглые столы» по обсуждению концепции. Разработчики встретились с Московским союзом ветеранов, с родительской ассоциацией, детскими писателями. Также состоялся открытый урок, где мы смогли увидеть, как ученики хотят, чтобы преподавалась история».

Руководил работой над созданием концепции академик Александр Чубарьян, он рассказал о принятых концептуальных переменах. «Мы пытались решить несколько задач. Во-первых, надо было, чтобы концепция включала в себя последние достижения науки. Второй момент – многофакторный подход. Необходимо, чтобы учителя видели, что история состоит из разных факторов. История не бывает черно-белой, она состоит из тонов и полутонов. Кроме того, одной из новаций учебника стал антропологический подход – большое внимание уделено человеку в истории», - рассказал академик.

Он также призвал к «пафосу созидания», но заметил, что необходимо изучать и трагические страницы отечественной истории. Одним из сложностей при формировании концепции стали вопросы присоединения национальных территорий.

«Это касается не только нынешней российской территории. Во всех странах бывшего СССР, кроме Белоруссии и Армении, советский период назван колониальным. Мы хотим провести обсуждение с директорами институтов истории стран СНГ, где надо поставить вопрос о поисках новой дефиниции», - сообщил академик.

Еще одно узкое для историков место – татаро-монгольское иго. «Нам пришли сотни писем о том, было или не было татаро-монгольское иго. В последних учебниках и так нет термина «татаро-монгольское иго», есть «золотоордынское иго», - отметил Чубарьян.

Но самое бурное обсуждение, конечно, проходило по поводу истории XX века. «Оказалось, что даже среди ученых по поводу революции мнения разделились. Понятие «октябрьский переворот» вызвало критику. По аналогии с Французской революцией появилось понятие Великая российская революция 1917 года. По истории советского общества было много дискуссий. Критику вызвало понятие «сталинский социализм», его отвергли», - рассказал ученый.

В итоге было принято решение, раскритикованное ранее в СМИ, - ввести понятие «советский вариант модернизации». Этим термином объединяется и индустриализация, и наука, и насильственная коллективизация, в результате которой был голод, а также проблема массовых репрессий 1937-1938 годов.

По мнению Чубарьяна, список персоналий требует уточнений. Из списка персон XXIвека исчезли Борис Березовский и Михаил Ходорковский. Не было их и в первом варианте историко-культурного стандарта, который лег в основу концепции учебно-методического комплекса.

Курс истории удалось довести до 2012 года. «Последней митинговой активности не будет. Это все-таки учебник, а не хроника событий», - подчеркнул академик. При этом ученый муж заметил, что не знает ни одного педагога, который бы преподавал историю, полностью ориентируясь на какие-либо концепции.

Первый замминистра науки и образования Наталья Третьяк после обсуждения концепции на заседании РИО рассказала, что федеральные органы исполнительной власти никак не влияли на содержание документа. «По сути, эта концепция – результат общественного договора, в котором сформулированы самые взвешенные позиции по острым вопросам, - сказала Третьяк. – Пока никто не сможет ответить на вопрос, будет ли одна линейка учебников или их будет несколько. Но сама эта работа предполагает сохранение плюрализма разных оценок. Я могу сказать, что опрос общественного мнения среди разных категорий населения, который мы проводили, показал, что абсолютное большинство высказывается за единые учебники истории, в которых было бы единство взглядов и подходов в изображении основных исторических событий».

31 октября концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на основе которой будут создаваться школьные учебники, будет передана президенту. А на прилавках магазинов новые пособия по истории появятся не ранее сентября 2015 года.

 

Добавить комментарий