Современный мир


Переориентировать экспортные потоки из России с западного направления на восточный, преодолеть технологическую отсталость российской экономики, действуя в условиях санкций, – эти темы стали основными на энергетическом форуме, который состоялся в Москве.

20-21 апреля в Москве прошел XIII Московский международный энергетический форум и выставка «ТЭК России в XXI веке». Деловая программа форума включала восемь пленарных дискуссий, конференций и «круглых столов». Участники форума пришли к выводу, что уровень развития энергетической инфраструктуры является одним из ключевых факторов, стимулирующих социально-экономическое развитие регионов. Но при этом и нефтегазовые компании, и компании, которые занимаются строительством современной транспортно-технологической инфраструктуры, рассчитывают на поддержку государства.

Одной из центральных тем форума стала дискуссия «Восточный вектор энергетической стратегии России: приоритеты, стратегические цели и ключевые инструменты для их достижения», которая была посвящена проблеме переориентации экспортных потоков России на нефтегазовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), перспективам развития и повышения конкурентоспособности энергетической инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Сложившаяся ситуация, в которой Россия оказалась под действием экономических санкций, стала причиной того, что сегодня страны ЕС стремятся сократить свою энергозависимость от импорта российских углеводородов. С учетом этого переориентация экспортных потоков России в восточном направлении является для страны особо актуальным вопросом. Однако для выполнения планов по переводу своего экспортного вектора в страны АТР требуется создание энергетической инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока, создания благоприятных предпосылок для развития экспорта энергоресурсов и высокотехнологичной продукции ТЭК России в страны АТР.

Особое внимание участники дискуссии уделили вопросам создания производственных мощностей по сжижению природного газа, получения высокотехнологичных продуктов переработки углеводородов, комплексного развития инфраструктуры в новых добывающих районах. В этой связи отмечалось, что российские нефтегазовые компании должны получить поддержку от государства, прежде всего -- в виде строительства современной транспортно-технологической инфраструктуры и введения льгот для производственно-хозяйственной деятельности в условиях освоения новых территорий.

Выступая на пленарной дискуссии форума, начальник управления по координации восточных проектов компании «Газпром» Виктор Тимошилов сообщил, что для вывода на внешний рынок сжиженных углеводородных газов (СУГ - пропан, бутан и так далее) «Газпром» подписал в марте этого года меморандум с Национальной химической группой о реализации проекта строительства на Дальнем Востоке морского терминала по перевалке этого товара. «Сроки ввода этого проекта будут синхронизированы с вводом Амурского ГПЗ. Это будет первый такого рода терминал на Дальнем Востоке России. Похожий проект реализован под Санкт-Петербургом в Усть-Луге», -- добавил Виктор Тимошилов. Кроме того, он отметил, что сегодня компания в рамках проекта строительства газопровода «Сила Сибири» создает логистический хаб по подготовке гелия к перевалке за рубеж.

Также участники форума обсудили перспективы развития отечественного энергетического машиностроения и сервисных услуг в отраслях ТЭК в качестве мер государственной поддержки промышленности, предусмотренных в новом законе. Одной из главных целей топливно-энергетического комплекса сегодня является создание серийного производства импортозамещающего нефтепромыслового оборудования. Однако проблема в том, что из-за научно-технологической отсталости отрасль ТЭК значительно зависит от поставок импортных технологий и оборудования. Доля импортного основного оборудования при оснащении предприятий нефтепереработки, нефтехимии и электроэнергетики, а также в секторе добычи нетрадиционных углеводородов составляет более 70%. Крупнейшие инвестиционные проекты в отраслях ТЭК реализуются при ключевом участии зарубежных сервисных компаний.

Стороны, участвующие в дискуссии форума, согласились, что для эффективного решения этой проблемы необходимо привлечение мощного отечественного потенциала науки и промышленности с тем, чтобы инновационное развитие энергетического машиностроения обеспечило международную конкурентоспособность и высокую энергетическую эффективность отечественных технологий, оборудования и материалов.

Константин Николаев

 

 

Добавить комментарий