Современный мир


Проект "Зеленый павильон" художницы Ирины Наховой, с которым Россия претендует на "Золотого льва" 56-й Венецианской международной биеннале современного искусства за лучшую национальную выставку, обошелся в 800 тыс. евро, сообщает ТАСС со ссылкой на комиссара павильона России, главу фонда Stella Art Foundation Стеллу Кесаеву.

Венецианская биеннале - старейшая в мире, она существует с 1895 года и входит в ту же структуру, что Венецианский кинофестиваль. Эта своеобразная арт-олимпиада состоит из основного проекта, а также десятка выставок, которые представители разных стран - от Маврикия до Ватикана - показывают в своих павильонах или же в параллельной программе биеннале. Ее главной темой по предложению куратора Окви Энвезора в этом году стала All the world futures (игра слов "Всё будущее мира", "Все фьючерсы мира").

Как рассказала собеседница агентства, тема биеннале объявляется в начале года, когда уже вовсю шла работа над российским проектом, - так вышло, что у "Зеленого павильона" с ней будет немало пересечений.

"Насколько я знаю, на основной выставке будут переплетаться давно созданные произведения с новыми, классики актуального искусства - с малоизвестными художниками из стран Африки и Азии. В павильоне России зрители тоже увидят исторический подход, социальные явления, оммаж (работа-подражание, жест уважения) русскому авангарду", - пояснила Кесаева.

Кстати, сам павильон - ровесник авангарда, он был выстроен на берегу лагуны в садах Джардини в 1914 году по проекту Алексея Щусева, автора Казанского вокзала и Мавзолея. Россия - одна из немногих стран, которая может показывать свои выставки в собственном павильоне - большинству приходится арендовать палаццо под свои проекты. Еще несколько лет назад историческая постройка в неорусском стиле требовала серьезной реконструкции - помещения периодически заливало дождем, а косметический ремонт исправлял все только на время. В результате Фонд поддержки выставочного павильона на Венецианской биеннале, созданный Минкультуры РФ совместно с "Альфа-банком", восстановил павильон в максимально приближенном к историческому виде. Лишь стены остались охристыми, хотя первоначально, судя по архивам, они были зеленые - по венецианским законам: если здание простояло 50 последних лет в конкретном цвете, то таким оно должно оставаться и впредь.

"Нахова перекрашивает павильон из желтого в зеленый цвет и создает внутри пространства эффектную инсталляцию. Художница вначале предложила перекрасить павильон, а потом только узнала, что щусевский цвет был зеленым", - поделилась Кесаева. Детали проекта пока что не раскрываются. Известно лишь, что художественный замысел воплотится в видео, скульптуре и живописи.

В 2010 году, вскоре после назначения комиссаром павильона России, Кесаева сразу обозначила, что на ближайшие три биеннале его займут выставки московских концептуалистов. Сначала там показали проект "Пустые зоны", Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия", его сменила "Даная" Вадима Захарова, пролившаяся на Венецию дождем из золотых монеток, теперь - "Зеленый павильон" Ирины Наховой.

"В 2011 году зрители узнали о том, что в СССР, еще при "железном занавесе", существовала группа "Коллективные действия" - художники устраивали перформансы, жили абсолютно свободно и дышали полной грудью в, казалось бы, закрытом советском обществе. В 2013 году публика ходила в наш павильон за аттракционом и очень лаконичным художественным высказыванием. В этом году проект будет по-женски чувственным", - отметила Кесаева.

Кесаева завершает свои полномочия на посту комиссара российского павильона в Венеции, планирует сосредоточиться на пополнении коллекции Stella Art Foundation и вернуться к продвижению современного российского искусства на музейных площадках.

"Мне кажется, нам многое удалось, - считает собеседница агентства. – В первую очередь, мы показали, что Россия может представлять современное искусство очень уверенно и качественно, оно интересно международной публике. Нам есть чем гордиться".

 

Добавить комментарий