Современный мир


Каков его жизненный девиз, что такое режиссерская демагогия, как он пережил подбрасывание свиной головы – об этом рассказал худрук театра Ленком Марк Захаров на встрече с читателями журнала «Театрал».

Самый остроумный режиссер нашего времени начал свою речь с рассказа о том, как пьяненький зритель Ленкома подарил ему главный девиз жизни. Тихий и сильно выпивший мужичок сидел на спектакле в первом ряду, но его решили не трогать, поскольку вел себя корректно. Однако в драматической сцене, когда артист начал стыдить партнеров и угрожать им полицией: «Я буду жаловаться, я сейчас милицию вызову!!!» – тихий зритель вдруг встрепенулся, и на весь зал Ленкома раздалось его укоряющее: «А тебе это надо?!» Марк Захаров продолжил: «Получив приглашение выступить на вечере «Театр вопреки…», я спросил себя: «А тебе это надо?» И понял, что надо. И вот я здесь».

Долгие годы, несмотря на давление цензуры, на смену политических режимов, смену художественных вкусов и приоритетов, Ленком остается самым популярным театром столицы – и кому как не его руководителю знать главные театральные секреты, когда «вопреки». Режиссер, всю жизнь преодолевавший административные рогатки (его спектакли снимали после громких премьер или годами не выпускали к зрителю), Марк Захаров разработал свою тактику борьбы с цензурой. «Каждый спектакль проходил с очень большим трудом, – поделился со зрителями Марк Анатольевич. – Правда, я научился потом немножко хитрить и как-то взаимодействовать с цензурным аппаратом. Этому научил меня Сергей Юткевич в студенческом театре. Когда обсуждали спектакль студенческого театра «Дракон», у парткома МГУ было много претензий, но Юткевич сказал: «Ну что вы, это же сказка. Это сказка. Давайте возьмем «Красную Шапочку» – а почему красная?..» И я понял, что это такая режиссерская демагогия, которой надо овладеть. Мне казалось, что я ею овладел. А еще я всегда записывал все, что мне говорил цензурный аппарат. Какие бы глупости он мне ни говорил. Я всегда записывал, потом ничего не менял в спектакле и снова показывал. Мне говорили: «Вот видите, стало гораздо лучше. Потому что записывали».

Сейчас маэстро с тревогой ловит симптомы того, что в наше общество возвращается атмосфера его фильма «Убить дракона» – со спертым страхами воздухом и нескрываемой агрессией. «Когда ко входу в МХТ подбросили окровавленную свиную голову, это уже было такое воинственное средневековье, чего, конечно, я, например, не ожидал. Это постыдное явление. Но дай Бог, чтобы это не получило какое-то дальнейшее развитие», – уверен Марк Захаров.

Выступление художественного руководителя Ленкома стало главным проблемным материалом «Живого номера» журнала.

«Живой выпуск» журнала «Театрал» – ставшая традиционной встреча лауреатов премии «Звезда Театрала» с читателями журнала и газеты «Новые Известия» - состоялся в понедельник 25 мая в киноклубе «Эльдар».

Вечер носил говорящее название «Театр вопреки…», и его звездные участники – Марк Захаров, Валентин Гафт, Максим Матвеев, Екатерина Гусева – рассказывали о своем сценическом опыте и своих способах отстаивания территории художественной свободы. В вечере участвовали музыканты Артур Назиуллин и его трио Light Musiс, актеры Лика Рулла и Дмитрий Бикбаев и музыкальная группа Shoo.

Андрей Князев

фото Анатолия Морковкина, «НИ»

 

 

Добавить комментарий