Современный мир


Протяженность арктического побережья составляет 38 700 км, из них российская часть – 22 600 км. Неудивительно, что ведущая роль в освоении заполярных пространств принадлежит отечественным исследователям. Но Арктика для России нужна не только как регион для освоения природных ресурсов, она имеет для нас важное стратегическое значение.

Военное и экономическое присутствие РФ в этом регионе мира остается самым масштабным. Наша страна владеет единственным в мире атомным ледокольным флотом, а главная транспортная артерия Арктики – Северный морской путь – находится под российским контролем. Обнадеживает и то, что правительство начинает постепенно разворачиваться в сторону «северного фасада». В 2013 году в перечень государственных программ РФ была включена еще одна - «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». В июне 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути. На заседании Государственной комиссии по развитию Арктики ее руководитель Дмитрий Рогозин заявил: «Россия в развитии Арктики должна делать ставку не только на добычу полезных ископаемых на шельфе, но на Северный морской путь».

Если будет принята и реализована стратегия развития арктической зоны, роль России в полярном регионе станет неизмеримо выше других стран. Это позволит нам, несмотря на падение мировых цен на углеводороды и введенные санкции, наладить новые международные торговые связи, в которых сейчас остро нуждается отечественная экономика, а без формирования новых транспортных коридоров будет пробуксовывать. Поэтому в числе приоритетов должны стать модернизация Северного морского пути и кросс-полярного воздушного «моста».

Секреты: плюсы и минусы

Легендами овеяны 30-е годы XX столетия, когда наша страна развернула беспрецедентную по масштабам программу по освоению Арктики. Было положено начало стационарным наблюдениям в этом регионе, активно работали гидрографические экспедиции и комплексные береговые партии, проведены трансарктические перелеты и полеты к Северному полюсу. В 1932 году произошло знаменательное событие – было создано Главное управление Северного морского пути, что позволило структурировать работу по хозяйственному освоению необжитых ранее громадных территорий.

Созданный в эти годы арктический потенциал сыграл большую роль во время войны. Энергичные усилия, направленные на «размораживание северного окна» России, позволили не дать возможность нашим противникам стиснуть нашу страну со всех сторон, оставляя открытыми северные пути.

В послевоенное время значение региона возросло в качестве вероятного театра военных действий, действия враждебных держав привели к милитаризации всего заполярного региона, который стал ареной противостояния возникших военных блоков. Кроме того, острова в Северном Ледовитом океане для отечественных военных стали удобным полигоном для проведения испытаний оружия массового поражения. Возрастала роль полярной авиации, причем не только для военных, но и научных нужд. Ведь для того, чтобы проводить высокоширотные экспедиции, нужна поддержка с «большой земли», поскольку доставить все необходимое – продукты питания, средства связи и другое – зачастую возможно лишь по воздуху.

Однако принятая в советский период засекреченность приводила не только к запутыванию противника, но и к потере трудов наших исследователей. Например, начиная с 1946 года, на полюс и обратно на высоте 5–6 тысяч метров регулярно ходили американские «летающие крепости». На маршруте военные летчики США активно осваивали ледовые острова. Знаменитый полярник, участник первых послевоенных экспедиций на дрейфующих станциях Виталий Волович много позже вспоминал: «Открыли эти острова мы, но свое открытие, как водится, засекретили, а когда через несколько лет американцы обосновались на них, они нас с нашим засекреченным приоритетом послали подальше».

Россия – Полярная империя

Всегда, когда происходило ослабление России, в арктическую зону проникали экономические мощности других стран. Приходится констатировать, что должного внимания приарктические территории не получали практически никогда. Были для этого и объективные причины, когда, например, после войны наша страна не сразу смогла оправиться от разорения, нанесенного фашистскими ордами, денег в стране было мало, а помощи извне благодаря изоляционистской позиции Запада почти не получала.

Даже сейчас освоение заполярных земель не входит в число первостепенных государственных задач, требующих безотлагательного решения. А ведь Россия после распада СССР стала самой большой северной державой, можно сказать, Полярной империей, 60% территории которой находятся в суровом климате, а 18% площади страны имеет арктический статус. Но для того, чтобы арктические побережья развивались, недостаточно только вахтовиков, занятых в разработке недр для нефтяных и газовых гигантов. Лишь когда по всей протяженной береговой линии будут построены порты, а вокруг них – города и поселки – тогда зайдет речь о полноценном использовании обширных северных территорий, принадлежащих России. А пока что даже рентабельность Северного морского пути находится ниже показателей, достаточных для возможности его использования.

Безусловно, государственных ресурсов России недостаточно, чтобы активно развивать заполярный край, в этом деле не обойтись без участия частных лиц, но при их привлечении государство должно не только предложить им достаточные преференции, а также потребовать от них неукоснительного соблюдения обязательств – как в части экологии, так в части строительства насущных объектов. А самое главное – в освоении русской Арктики должны участвовать только отечественные предприниматели, а иностранных бизнесменов, если и приглашать, то только на определенных, весьма ограниченных, условиях.

Запустение этих мест в послесоветский период, когда из заполярных поселков и населенных пунктов начался усиленный отток людей, шло с большим размахом. Хотя и без того населенность русского арктического побережья и так чрезвычайно низка вследствие отсутствия инфраструктуры, прежде всего – путей сообщения. И, несмотря на это, произошел отход от модели активного государственного участия в освоении Заполярья. Но ситуация, когда немногочисленные жители заполярных регионов находятся в гораздо худшем социально-экономическом положении, чем остальные россияне, не может долго длиться.

Вложения сейчас – отдача в будущем

Если власти действительно намерены формировать благоприятный инвестиционный климат, придется создавать базовые транспортные и энергетические объекты в труднодоступных и малоосвоенных регионах страны. Создание инфраструктуры общего пользования, энергетики, коммуникаций и связи является делом государства, а не частного капитала. А кроме того, понадобится организация работы специализированных институтов, обеспечивающих научную базу для развития и освоения арктических пространств. Без выполнения этих условий вряд ли можно рассчитывать на то, что инвесторы придут сюда реализовывать свои крупные проекты.

На долю Арктики приходится 90 процентов извлекаемых углеводородов всего континентального шельфа России, а кроме нефти и газа есть никель, медь, вольфрам, редкоземельные элементы – затраты на овладение Арктикой окупятся с лихвой. Колоссальные запасы полезных ископаемых полярного региона обеспечат тот самый экономический «рывок», который необходим нашей стране для преодоления затянувшегося спада, вызванного переходом к рыночным отношениям.

Главная трудность состоит в том, что вложить финансы нужно сейчас, а получать прибыль – в будущем. Сейчас Россия находится в условиях, когда у нее нет средств для того, чтобы воспользоваться имеющимся у нее огромным потенциалом. Если самим поднимать Севморпуть – мало денег, которых, по оценкам специалистов, потребуется триллионы рублей. А приглашать иностранных – прежде всего азиатских – инвесторов на серьезных условиях, значит не просто делить с ними прибыль, а, возможно, отдать им часть самого Севморпути, или сделать другие значимые уступки.

Таким образом, экономическое развитие арктического побережья может стать весомым фактором модернизации всей России. Но для того, чтобы полярный проект не стал очередным «шапкозакидательским» прожектом, нужно понимать, что до его реализации, до получения действительно серьезного эффекта пройдут не просто годы – десятилетия. Да, пользоваться плодами сегодняшних трудов будем не мы, а наши дети и внуки. Поэтому российское правительство должно проявить мудрость и дальновидность, рассчитывая не на получение быстрой прибыли и не ожидая доходы в бюджет в ближайшие годы, а на упрочение российской экономики в целом, причем на длительное время, а также укрепление позиций нашей страны на мировой арене.

Альтернативой этому пути может быть только полное обветшание «арктического фасада», а за этим – усечение и рассечение российских территорий.

Елена Гурьева

 

 

 

Комментарии   

0 # Kellee 30.01.2017 16:43
When keying in in a link to visit a website, sometimes you
might not know the website name ending.

Here is my web page: boom beach diamonds iphone: myfilipinoheart.com/.../...
Ответить