Современный мир


Свадьба главы чеченского РОВД Ножай-Юртовского района Нажуда Гучигова и 17-летней девушки Луизы Гойлабиевой вызвала много кривотолков в российском медиа-пространстве и умах людей. Главное, на что все обратили внимание, – разница в возрасте: ну как немолодой уже дядька (то ли 57, то ли 48 лет) сочетался браком с совсем юным созданием. Причем молодожены даже специально ждали, когда невесте исполнится хотя бы 17, поскольку российские законы, действующие в Чечне, мешали взять в жены 16-летнюю.

Правда заключать браки в горной республике можно с 18-ти лет, как и везде в РФ, и только в исключительных случаях с 17-ти лет. Но здесь, видимо, был именно такой исключительный случай.

Но все-таки главное в этой истории – не возраст молодоженов. Да, юридически все чисто, законы не нарушены: опекунский совет, конечно, дал разрешение на брак с несовершеннолетней, а широкой общественности сообщили, что согласие невесты и ее родственников имеется. Вроде бы обсуждать тут больше нечего, частная жизнь граждан священна, и хватит журналистам лезть в чужое грязное белье.

Поэтому поверим, что вышеупомянутая чеченская девушка мечтала выйти замуж за высокопоставленного мужчину втрое старше себя, а ее родные очень за нее рады. Давайте оставим в покое эту пару и порассуждаем о самой ситуации. Ведь, согласитесь, есть что-то в этой истории, так зацепившее общественную мораль, что эта тема длительное время не сходила из топов новостей.

Что в этой «свадьбе» царапает душу

В самом деле, вспомним лучше престарелого мужа пушкинской Татьяны Лариной, распевающего «любви все возрасты покорны», вызывая уважение и зависть у мужчин, умиление у женщин. Зрители в зале, растроганные до слез, аплодируют певцу и переживают love story генерала Гремина и его супруги Татьяны, не ставшей ни любовницей, ни наложницей горячо любимого ею Онегина, а вступившей в законный брак с человеком, значительно старше ее и хранящей ему верность, и даже искренно полюбившей своего старого мужа.

Скажите честно, многим ли из нас понятно, почему Татьяна, будучи замужней женщиной, отвергла ухаживания Онегина, хотя когда-то так стремилась стать его женой? С точки зрения современной морали, распространенной в городах и весях центральной России, это глупость и больше ничего: зачем отказывать себе в удовольствии общаться с любимым? Почему Татьяна не развелась с, казалось бы, неинтересным ей стариком, в то время как Евгений продолжал будоражить ее женское воображение. Просто фанатичность какая-то религиозная. Допустим, разводы в то время были запрещены, ну а «вступить в связь», как это тогда называлось, – ведь можно же было. Проще говоря, изменить мужу. Да раз плюнуть, и нравы в высшем обществе были, между прочим, такими, уж кто-кто, а Пушкин об этом знал не понаслышке. Жила бы в свое удовольствие, ан нет, принципиальность проявила.

В общем, несовременная Татьяна нам непонятна. А доводы защитников современного «неравного брака» – в самый раз. Доводы приводятся самые разные – начиная с того, что это традиции такие в горной Чечне и кончая примерами из поп-тусовки, в которой либо муж вдвое-втрое старше жены, то жена – мужа. Это, мол, все нормально.

Ну а в ситуации полицейского и девушки остается на душе странный осадок.

А где же первая жена

Ах, да – а где же предыдущая жена? На сей закономерный вопрос нам снова говорят, что жены-то никакой не было. То есть была, но неофициальная, брак с которой не регистрировался в ЗАГСе, а был заключен по другим законам. Снова абстрагируясь от конкретной супружеской четы, о который мы рассказали в начале статьи, видим, что таких пар может быть очень много: ведь наши законы запрещают заключать много браков одновременно, а вот много браков последовательно – сколько угодно. Так что кто запретит счастливому молодожену через год-два расстаться с девушкой и вернуть ее обратно в ее семью. И снова все будет по закону, разводы-то в нашей стране не возбраняются. А бравый мужчина тем временем снова найдет, на ком жениться.

Думается, отгадка проста и сложна одновременно. Мы, представители современного общества, всю палитру межличностных отношений пытаемся свести к юридическим вопросам. Но есть ситуации, в которых никакие правозащитники и другие благодетели человечества не помогут. Если девушка не стала спутницей жизни своему супругу, и их брак завершился через короткое время, это ее личная трагедия. Все случилось строго по закону, и ее права нисколько не были ущемлены.

Когда молчат законы, говорят чувства

Почему-то история любви немолодого полицейского чина и молоденькой девушки, послужившая поводом для наших размышлений, вызывает неоднозначное, смешанное чувство какой-то недосказанности: все время хочется найти оправдание этой женитьбы. Даже если предполагать, что Гучигов поступит честно и не выкинет надоевшую ему через пару лет молодую женщину, с которой в мае 2015-го он торжественно сочетался браком.

А вот слово «любовь» в отношении этих людей так и тянет поставить в кавычки. Какая любовь может возникнуть между зрелым мужчиной, отцом взрослых детей, – и неопытной девочкой? Правда, нам сразу кивают на таких известных личностей, как Андрей Кончаловский, Дмитрий Дибров, Олег Табаков, а еще лучше – Алла Пугачева, у которых разница с их супругами значительна, а любви – просто море.

Однако эти примеры и не могут быть иллюстрацией к вышеупомянутой чеченской свадьбе. Хотя бы потому, что одно дело – стать супругой знаменитого актера или режиссера, другое – полицейского. Но есть здесь и другой подтекст, гораздо более значимый. Никто не сомневается в добровольном согласии супруги, например, Дмитрия Диброва, которая моложе его в два раза, выйти за него замуж. Никто не сомневается в добровольном желании Максима Галкина сочетаться брачными узами с женщиной намного старше его. Но вот в добровольности выбора чеченской девушки – возникает множество вопросов. А сомнения эти имеют под собой определенную почву именно благодаря высказываниям не кого-либо, а главы Чечни Рамзана Кадырова, который сурово отчитал чеченских мужчин не только за насмешки в соцсети по поводу «свадьбы тысячелетия», но и за то, что они, мужчины эти, не следят за своими женщинами и позволяют им также высказываться в той же соцсети. То есть сами-то мужчины обсуждать в сети «свадьбу тысячелетия» могут, только должны делать это правильным образом. А уж женщины этого делать не могут вообще, и их мужчины должны проследить за тем, чтобы жены молчали.

Как раз на фоне этой отповеди Кадырова и складывается неблагоприятное впечатление о «добровольном» выборе чеченских женщин. И о «независимости» их суждений. Если уж высказать свое мнение в интернете представительница слабого пола не может, то как можно узнать ее мнение насчет добровольности бракосочетания?

Впрочем, дискуссия эта далеко вышла за рамки только чеченских традиций. Обсуждать семейные ценности в нашей стране уже несколько лет принято на самом высоком уровне. Дошла до самых верхов российской власти и эта «свадьба тысячелетия». В качестве примиряющей точки в этой истории хочется привести слова председателя Совета по правам человека при президенте РФ Михаила Федотова, который сказал:

«Я считаю очень важным, что наше общество так отреагировало на историю данной свадьбы. Это говорит о том, что в нашем обществе сохранилась важность таких представлений, как девичья честь, любовь между мужчиной и девушкой, супружеская верность и т.д».

Правда, добавил Федотов, у женщин в нашей стране пока не всегда есть гарантия законного брака. Что ж, как мы уже выяснили, не все тонкости человеческих отношений могут быть описаны законодательно. Но для того и должна быть общественная мораль, чтобы не нарушались права человека. В частности, замужних женщин.

Post Scriptum

Что лучше – благородство или благоразумие

Спрашивать, а по доброй ли воле вышла замуж Луиза – все равно, что спрашивать, а по доброй ли воле шахидки взрывались в метро. Ну, конечно, по самой что ни на есть наидобрейшей, своей собственной воле. Воспитание такое. Это я не про шахидок, а про замужество скромной, милой, целомудренной Луизы. А шахидкам просто головы заморочили своей пропагандой нехорошие люди, мол, достаточно сделать то-то и то-то, и все – рай обеспечен.

Ведь жертвовать собой для благого дела – благородно и красиво. Впрочем, это уже тема для другого разговора.

Екатерина Моткова

 

 

Добавить комментарий